Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

Термин "дифференциальная психология"

Термин "дифференциальная психология" (нем. die difierentielle ychologie), введен В. Штерном (Stem, 1911/1998) в 1913 году. В. Штерн подчеркивал интегративный характер создаваемой им науки, отмечая, что она впитала в себя самые передовые идеи в области изучения человеческой индивидуальности. Среди предшественников дифференциала-

я психологии особенно выделялись Характерология (см. главу я \ Этология (щорозумиеться и исследование нравственного и этического поведения). Индивидуальная Психология (разрабатываемая Бине, Крэппелин и др..), и специальная (или Типологическая) психология Г. Хейманса и И. Вирсмы (Heymans , Wiersma, 1912).

Самые необходимые блоки, составляющие фундамент науки о различиях между людьми.

1. Универсальность вариативности поведения. Вариативность среди особей - есть универсальный феномен (Darwin, 1859;

Gallon, 1869/1978). Как отмечал В. Штерн (1911/1994), "вариабельность, внутри" и межиндивидуальная, является существеннейшей чертой человеческого поведения - а также обращения всех живых организмов ".

2. Соотношение общего и особенного. В различиях проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, и, с другой стороны, "конкретное проявление любого общего закона психологии всегда включает в себя ... фактор индивидуальности" (Теплое, 1985, с. 110)

3. Детерминация поведения. Сопоставляя наблюдаемые различия в обращении с другими известными сопутствующими феноменами, "возможно выявить относительный вклад различных факторов в развитии поведения" (Anastasi, 1937, г. 580).

4. Устойчивость проявления признаков. Относимые к категории дифференциально-психологических формальные характеристики индивидуальности обладают рядом признаков (о чем свидетельствуют работы многих авторов) - устойчивостью проявлений, кросс-ситуативностью, стабильностью во времени, в чем проявляется их отличие от более изменчивых, содержательно-обусловленных характеристик.

5 Йзмеряемостъ феномена. Индивидуальные различия по лпоеделению связанные с измерением и квалификацией (Cattel, 1890).

Согласно этому (далеко не полным) перечнем основных положений формулируются задачи дифференциальной психологии, среди которых важнейшими со времен Ф. Гальтона, А. Бине и В. Штерна остаются:

1. Изучение различных источников вариабельности среди измеряемых признаков.

2. Исследование соотношения между измеряемыми характеристиками.

3. Анализ группового распределения признаков. Рассматривая специфику внутренних областей (подразделений) дифференциальной психологии, можно сказать, что акценты расставляются таким образом (по номерам пунктов): (1) область индивидуальных различий; (2) область типологических различий; (3) область групповых различий.

12

Другие статьи по теме:

- Психология освещенности визуальной информации.
- Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна.
- Настоящий мужчина — как стать им?
- Зачем Вам это нужно — быть лидером?
- Психологическая теория учебной деятельности

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: