Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

Психология активных методов обучения

3. Методы проблемного обучения

Проблемная задача - это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемые преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), и поэтому получившей ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшая доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).

Содержанием учебной проблемы - проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного - это система познавательных и умственных действий, логически подводит к выявлению скрытых в условии задачи связей и отношений.

Для иллюстрации проблемной задачи позаимствуем пример у И. Я. Лернера. Учитель говорит, что в одном древнем племени огонь добывали двумя способами: трением и высечкой, но первый способ применяли только в праздники, а другим пользовались повседневно. Вопрос: какой из способов древнее по происхождению? Ученики думают и отвечают правильно (ничего не читая, да и читать ничего и не нужно, ибо задача на мышление).

А вот одна из проблемных задач по психологии. «Есть положение отечественной психологии о том, что обучение должно идти впереди развития психики обучаемого и тем самым вести развитие за собой, а не приспосабливаться к достигнутому уровню. А между тем дидактика проповедует принцип доступности в обучении («чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников ...», говорится в учебнике« Педагогика »под ред. Ю. К. Бабанского (М., 1983. - С. 169) . На семинаре по возрастной и педагогической психологии одни студенты утверждали, что учебный материал нужно преподносить учащимся согласно этому принципу - на уровне доступности, иначе не поймут. Другие возражали: обучение должно вести за собой развитие, нужно подниматься выше сегодняшнего уровня доступности, чтобы не топтаться на одном месте. Рассудите, кто из них прав и как это доказать ».

Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснование, доказательства его правильности.

А сейчас вернемся к проблемной задачи для пятиклассников по древней истории. Ученики решали ее, рассуждая так: высекали огонь круглый год, а трением добывали его только по праздникам. На основании этого можно сказать, что высечки - более удобный способ, поскольку неудобным способом люди же стали бы пользоваться круглый год. Раз высечки более удобный способ, а мы знаем, что более удобный способ появляется после времени и вытесняет менее удобен, то значит, он появился позже, то есть он более новый. Трение как менее удобный способ является старым, то есть более древним ».

Если бы эту задачу решали взрослые, то, наверное, рассуждали бы так: «Более популярный конечно же способом, который удобнее, и он не мог быть вытеснен менее удобным - трением, а значит, оно, трение, древнее».

Но так или иначе, в самой проблемной задачи, как в одной (школьной), так и в другой (вузовской), нет ни намека на правильный ход рассуждений, а более прямой подсказки решения. Его можно найти только в процессе логического мышления.


Другие статьи по теме:

- Нарушения умственной работоспособности
- Взаимодействие наружных условий и процесса труда
- Паблик рилейшнз и теория общения
- Клинические проявления психической нормы и патологии.
- Психология активных методов обучения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: