Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

Психологическая теория учебной деятельности

Психология обучения изучает широкий круг вопросов, охватывающий процесс приобретения и закрепления способов деятельности лица в результате которого формируется индивидуальный опыт человека - его знания, умения и навыки. Обучение сопровождает всю жизнь человека, поскольку он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействии с миром что-то новое и совершенствуя способы удовлетворения своих потребностей. Иными словами, обучение присутствует в любой деятельности и является процессом формирования ее субъекта. Этим обучения отличается от изменений в человеческом организме, вызванных его физиологическим созреванием, функциональным состоянием и т.д. Таким образом, обучение - понятие достаточно широкое, включающее не только организованные его формы (школы, курсы, вузы), но и стихийные процессы приобретения человеком знаний и опыта в повседневной жизни.

С точки зрения деятельностной подхода психология рассматривает организованные формы обучения как учебную деятельность, имеет свою специфику, отличающую ее от других основных видов деятельности - труда и игры. Главная ее особенность заключается в том, что она составляет основу любой другой деятельности, поскольку она готовит к ней человека. Исследования психологов в этой области начались сравнительно недавно (начиная примерно с 50-х годов), ив психологической теории учебной деятельности далеко до ликвидации «белых пятен». Но основополагающие положения, утверждающие деятельностной подход к обучению, в основном является уже сформулирован, и они позволяют достаточно однозначно подходить к решению конкретных прикладных вопросов теории обучения, в частности, самой психологии.

Учебная деятельность как научное понятие в психологии не имеет однозначного определения. В трактовке «классической» советской психологии и педагогики - это «ведущая деятельность в дошкольном возрасте», «особая форма социальной активности».

В трактовке Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. В процессе ее решения, как и любой практической задачи, происходят определенные изменения в тех, которые изучаются ученикам объектах или в представлениях о них, однако в результате меняется сам действующий субъект. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Учебная деятельность имеет следующую общую структуру:

потребность - задача - мотивы - действия - операции.

Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую, ученик выполняет определенные учебные действия и операции. Мотивы учебной деятельности могут разные, но основным мотивом, специфическим для нее, является познавательный интерес.

Сам процесс решения задач - это и есть учебные действия, в состав которых входят следующие элементы:

а) постановка учебной задачи преподавателем перед учащимся или самим учащимся перед собой;

б) принятие задачи учащимся с решением;

в) превращение учащегося учебной задачи с целью обнаружения в ней некоторого общего отношения изучаемого предмета (узнавания общего в данной конкретной задачи);

г) моделирование выделенного отношения (в математике это может быть составление, например, уравнения, а в психологии-составление схемы логики рассуждения с точки зрения деятельностной подхода и т. д.);

д) преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в «чистом виде» (например, перенос логической схемы рассуждения на анализ конкретной деятельности по изучению в курсе психологии проблемы творческого мышления);

е) построение системы частных задач по данной проблеме, решаемых общим способом (такие задачи может составлять как преподаватель и предложить их ученикам, так и сам учится, взяв их из жизни);

ж) контроль за выполнением предыдущего действия, чтобы правильно перейти к дальнейшей действия; и, наконец,

с) оценка (самооценка) успешности выполнения всех действий как результата усвоения общего способа решения учебной задачи (в психологии таким результатом может быть щеренное овладения способом рассуждения при решении творческих задач).

Последовательное выполнение всех указанных элементов каждой учебной действия и составляет в целом учебную деятельность студента.


Другие статьи по теме:

- Дружба м/ду женщтной и мужчиной
- Умение студента самостоятельно работать с литературой
- Типология рекламной деятельности
- Методологические основы патопсихологического эксперимента
- Детская патопсихология

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: