Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

Психологическая теория учебной деятельности

Такие в кратком изложении основные положения теории учебной деятельности, разрабатываемой в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), принцип единства психики и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов обучения (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).. Экспериментальные и теоретические исследования проводились в школах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, И. И. Ильясов, А. И. Подольским, В. Я. Ляудис, а также сотрудниками П. Я. Гальперина, их многочисленными последователями.

Формирование учебной деятельности студентов

Перед преподавателем психологии в вузе стоит первоочередная задача - формировать учебную деятельность студента, или, говоря проще, научить его учиться психологии. Не научившись самостоятельно учиться, не умея «жить своим умом», студент постоянно надеяться на получение готовых знаний из уст преподавателя, ориентироваться на заучивание и механическое запоминание научных положений из книг и не делать ни единой попытки применять эти положения к практическим делам. А это значит, научится психологически мыслить и грамотно строить взаимоотношения с людьми.

Как формировать учебную деятельность? Это значит-научить каждого студента учиться психологии правильно. Однако входящий в содержание понятия «правильно учиться»? В психологическом аспекте проблема стоит так: каким же образом ранее неизвестное, что находится снаружи сознания учится, усваивается им, становится известным, превращаясь из объективного в субъективное, с материального в идеальное? Ответ на этот вопрос и укажет путь к правильному обучению.

Разработкой данной проблемы в отечественной психологии занялись в 50-х годах П.Я. Гальперин и его ученики, начав исследования процесса становления умственного действия. Поиск ответа на вопрос: «Каким образом внешнее, что находится снаружи сознания, становится внутренним, умственным, т.е. превращается в достояние его сознания, принадлежностью его ума?» - Постепенно привел к выводам, которые составили концепцию планомерного поэтапного формирования умственных действий П. Я . Гальперина.

Согласно данной теории обучения рассматривается как деятельность, формирующая осмысленные действия. «Осмысленные действия« оставляют основную единицу всякой познавательной и практической деятельности человека, формируясь в индивидуальном опыте, претерпевая ряд изменений и приобретая желаемые (или нежелательные) свойства ».

В концепции П. Я. Гальперина обучения рассматривается как система таких специфических видов действий, выполнение которых подводит ученика к новым знаниям и умениям. Поэтому целью обучения сторонники этой теории считают умение действовать со знанием дела, а не сами знания как таковые. Всякое обучение делается для того, чтобы научить человека «что-то делать», а для этого ему нужно знать, как это делать, почему нужно делать именно так, а не иначе, то есть получить определенные, вполне конкретные знания, четко ориентирующие обучаемого в правильном выполнении деятельности , которой он учится. При этом нужно знать, какие элементы осуществляемой действия служат надежными ориентирами для специалиста, который обычно безошибочно выполняет профессиональную действие. Набор этих элементов-ориентиров должен стать при обучении этой деятельности ориентировочной основой действий (ООД) обучаемого. «Ориентировочная основа действия - это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия». Поскольку обучаемый еще не знает данное действие, а только начинает ему учиться, постольку обучающий должен дать ему «в руки» ориентировочную основу действий, опираясь на которую новичок может выполнять действие. Иными словами, человек, впервые встречается с данной деятельностью, вполне в состоянии работать безошибочно (пусть медленно и не вполне уверенно), строго следуя указаниям ориентировочной основы действий (ООД).


Другие статьи по теме:

- Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии
- Псевдоагнозии при деменциях
- Нарушение динамики мышления
- М. Хейманс и Э. Вирсма
- История возникновения и развития юридической психологии как науки

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: