Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Литература по психологии менеджмента изобилует характеристиками мыслительной деятельности руководителя (менеджера). Традиционно к ним относятся быстрота восприятия информации и мыслительных процессов; гибкость и подвижность ума (А.Ю. Самарин); логичность, глубина, широта, самостоятельность умственной деятельности, критичность, творческий характер, направленность на реализацию, мотивируемость; индивидуалистичность, преобладание неспецифической мотивации, «оценочность» мышления, интуитивность мышления (Ф. Генов), практическая направленность мышления (А.В. Карпов) и т.д. Однако, на наш взгляд, перечисленные параметры применимы к анализу мышления специалистов и дру-гих профессий. Возникает вопрос: в чем же специфическая, отличительная особенность профессионального мышления руководителя?

Для ответа на данный вопрос нами было проведено пилотажное исследование, предметом которого стали особенности анализа производственной ситуации руководителями. В качестве испытуемых выступили руководители-экономисты (специалисты, занимающие руководящую должность и имеющие хотя бы одного подчиненного, опыт работы не менее трех лет) и специалисты-экономисты (рядовые специалисты, не занимающие руководящую должность и не имеющие подчиненных, опыт работы не менее трех лет). Испытуемым предлагалось проанализировать три производственные ситуации и принять наиболее оптимальное, на их взгляд, решение.

Порядок предоставления производственных ситуаций обусловлен рядом соображе-ний. Первая ситуация неоднозначна в плане идентификации с главным героем, который одновременно является и начальником и подчиненным. Предъявляя эту задачу первой, мы не навязываем испытуемому роль руководителя, мы предлагаем ему самому встать на одну из позиций. Данная особенность ситуации кажется нам интересной, в связи с чем мы поставили перед собой дополнительную задачу: установить влияние занимаемой должности на характер идентификации с персонажем. Вторая ситуация по количеству элементов, делающих ситуацию проблемной, по содержанию самая сложная из всех. Учитывая оптимум работоспособности, динамику интеллектуальной утомляемости, эту задачу мы дали второй. Третья ситуация – самая ясная в условиях, с четко обозначенными функциями участников ситуации.

Анализ ответов испытуемых позволяет сделать следующие выводы. Группу руководителей и специалистов объединяет стремление оценивать происходящие события и возможные альтернативы принятия решения в их стоимостной оценке, с точки зрения возможной прибыли или убытков. Ориентация на действующие нормативные документы, соотнесение возможных действий (своих и окружающих) с нормами закона также присуща обеим группам испытуемых.

12

Другие статьи по теме:

- Нарушение динамики мышления
- Проблемы совместной или же раздельной жизни
- Предмет, объект и метод психологии труда
- М. Хейманс и Э. Вирсма
- Понятие коммуникации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: