Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

Преподавание в вузе - развивающее обучение

Невнимание к происхождению понятий в практике преподавания, описательность в подаче учебного материала, в том числе и теоретических положений, которые просто переводятся, порой без всякого объяснения, и не дают пищи для размышления, являются характерными явлениями для традиционной педагогики и педагогической психологии, но противоречат теории развивающего обучения.

Третья характерная особенность теоретических знаний заключается в том, что они отражают внутренние отношения и связи предметов, неприступные, непосредственному восприятию и представлению субъекта, т. е., выходят за пределы чувственного познания. Например, в отличие от понятия «человек», которое доступно восприятию, понятие «личность» обозначает такой психологический феномен, который невозможно есть воспринят никаким органом чувств. То же самое можно сказать о каждом теоретическое понятие любой науки: «глагол» в языкознании, «точка» в геометрии, «масса» в физике и т.д. Они есть абстракция, отвлечение от конкретных свойственный признаков отдельных предметов, которые ими обозначаются.

Специфика усвоения научного понятия заключается в осознанности его существенных признаков, выделенных в определении, в отличие от усвоения ненаучных, «житейских» понятий, которое идет от знакомства с реальными предметами. Иначе говоря, усвоение научного понятия проходит путь от общего, абстрактного (существенного признака всем предметам, охватываемых данным понятием) к частному, конкретному - к реальному предмету, то есть путь восхождения от абстрактного к конкретному.

Исходя из такого понимания и строится педагогический процесс формирования понятия в обучаемых. Это не просто разъяснения непонятных слов, содержащихся в определении понятия, чем часто ограничиваются преподаватели.

Процедура формирования понятия состоит из следующих действий преподавателя, выполняемых совместно со студентами: 1) выделение существенных признаков понятия по определению, 2) подведение под понятие различных предметов: распознавание в них признаков, необходимых и достаточных для отнесения их к данному понятию, и 3) вывод следствий - процесс, обратный действия подведения под понятие: когда уже известно, что объект относится к данному понятию, решается обратная задача - выявление в нем тех существенных признаков, которыми, он должен обязательно владеть, если относится к данному понятию . Если действие подведения под понятие связано с распознаванием необходимых и достаточных признаков для отнесения предмета к тому или иному понятию, то действие выведения следствия выявляет всю систему необходимых (обязательных!) Признаков, а не только достаточных для распознавания этих предметов. Без этих двух действий понятие не будет полноценное усвоено.

Знать практическое назначение теории - далеко не формальное требование. Оно имеет прямое отношение к качеству подготовки высококвалифицированного специалиста в вузе. Знать, что каждая наука имеет гуманитарный смысл, необходимо каждому культурному человеку. Преподавателю приходится постоянно помнить, что от осознания реальной пользы теории зависит отношение студента к изучаемому предмету: тем выше интерес к нему, чем лучше он знает о практическом применении теории. Даже скажем больше: не будет подлинного усвоения, если студент не знает, какой практическое приложение изученной им теории.

Усвоения студентом связи теоретических знаний с практикой достигается с помощью следующих педагогических действий: 1) иллюстрация теоретического положения каким-либо практическим примером для лучшего уяснения его жизненного значения, 2) путем показа данного теоретического положения как результата получения научного заключения по анализу фактов действительности и 3) действием практического приложения данной теории к анализу и оценке актуально жизненного факта или всем известного явления психики.


Другие статьи по теме:

- Регистрация импульсной активности нервных клеток
- Проект "Мы вместе"
- Психографика текста
- Психологи о неуверенности и страха
- История возникновения и развития юридической психологии как науки

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Анонсы публикаций: