Новости на сайте:

  • Грандиозный успех Homo sapiens — результат четырех составляющих: интеллекта, языка, способности умело манипулировать предметами, используя их как орудие, и сотрудничества.
    Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.
    Всего за 3 часа участия в презентации Вы сможете понять, какие умения необходимы тренеру-профессионалу и как они формируются в процессе обучения в нашей программе.

50-летие эксперимента Стэнли Милгрэма

17.12.2011

Исследование психолога Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram; 1933-1984) началось летом 1961 года, через три месяца после открытия судебного процесса над Адольфом Эйхманом.

Милгрэм объявил своим испытуемым, что он хочет исследовать воздействие наказания на заучивание слогов. Он хотел, чтобы испытуемый играл роль «учителя», который должен наказывать «ученика» все более сурово за каждую новую ошибку. Затем он помещал испытуемых перед рядом кнопок, нажатие которых вызывало удары тока напряжением от 15 до 450 вольт (последнее напряжение может причинить сильные страдания и серьезные физические повреждения). «Ученик» сидел в соседней, комнате на стуле, окруженном электрическими проводами.


«Электрошоковый генератор» Милгрэма

Милгрэм настойчиво объяснял испытуемым-«учителям», что использование ударов тока составляет важную часть опыта и что опыт потеряет всякий смысл, если его требования не будут выполняться.

После этого добропорядочные отцы семейств, миролюбивые люди, посылали ученику, несмотря на его стоны, разряды в 75 вольт, а затем, не реагируя на его мольбы, удары тока от 150 до 300 вольт; такие напряжения вызывали у ученика крики боли. И все это только потому, что экспериментатор, сидевший рядом с «учителем», приказывал ему продолжать «обучение».

На самом деле «ученик» не подвергался воздействию тока. Его роль играл ассистент экспериментатора, который давал ошибочные ответы и симулировал страдание при «наказаниях». «Ученик» стучал в стену, жаловался на боль в сердце, периодически изображал потерю сознания, кричал. Когда «учителя» проявляли беспокойство или желание прекратить опыт, руководитель эксперимента начинал на них давить, настойчиво повторяя четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали» и «У вас нет выбора, вы должны продолжать».

Если участник продолжал упрямиться даже после всех четырех заявлений, эксперимент прекращался.

Перед началом серии опытов Милгрэм поинтересовался у 14 студентов, специализирующихся в психологии, как много «учителей», на их взгляд, доберутся до финального разряда в 450 вольт. Ответы находились в диапазоне 0-3%. Однако в первом эксперименте «учителей-с-электрошокером», подчинившихся авторитету и готовых подвергнуть «учеников» истязаниям, оказалось 26 из 40 (65%). В одном из последующих, когда Милгрэм лично брал на себя ответственность за происходящее, — 37 из 40 (92,5%).



В среднем две трети испытуемых, выполнявших роль «учителя», до самого конца полностью подчинялись экспериментатору, хотя последний не обещал покарать их или вознаградить. Но если испытуемые знали, что они исполняют всего лишь роль посредников и, следовательно, никакой прямой ответственности за свои действия не несут, то доля «покорных» возрастала до 90%.

При этом не было обнаружено никаких различий между личными качествами тех, кто доводил эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его.

Эксперимент блестяще показал, как «нормальные» люди, которые в силу своего воспитания привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за уважения к власти и под давлением авторитета «начальника». Это может объяснить зверства, совершавшиеся нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым подвергают людей в наши дни во многих странах.

Как и Стэнфордский тюремный эксперимент, которому недавно исполнилось 40 лет, опыт Милгрэма вызвал в свое время неоднозначную реакцию. Однако полвека спустя ученые считают его одним из самых выдающихся психологических экспериментов. Биограф Милгрэма, профессор психологии Университета Мэриленда Томас Блэсс считает, что он иллюстрирует один из главных принципов современной социальной психологии: поведение человека в большей степени определяется ситуацией (давлением среды), нежели особенностями личности. Джеффри Симпсон, профессор психологии Университета Миннесоты, полагает, что, кроме прочего, опыты Милгрэма поставили важные вопросы об этике психологических исследований.



«Милгрэмовские исследования послушания показали прежде всего силу давления социума. Внезапно стало понятно, что конформность не только влияет на моду или колебания цен на акции, но и приводит к геноциду, — говорит Доминик Пэкер, профессор психологии Университета Лихай. — Нормальные психические процессы, действующие в каждом из нас, могут привести к ужасным поступкам, если мы не будем осторожными».

Следует ли отчаиваться перед лицом фактов, говорящих о том, что подчинение авторитету изначально свойственно природе человека? Безусловно, нет. Как показали позднейшие исследования, если испытуемые находятся в присутствии других людей, отказывающихся повиноваться, то 90% из них в свою очередь тоже не выполняют преступных распоряжений.

Таким образом, обнадеживают и будут обнадеживать люди, неустанная деятельность которых по разоблачению несправедливости служит своего рода противовесом апатии и покорности, свойственной большинству. Это относится и к различным движениям солидарности, к гуманитарным организациям, которые олицетворяют собой совесть современного общества, напоминая каждому из нас, что своим молчанием мы причастны к страданиям и гибели тысяч своих собратьев.

По материалам Психологической ассоциации

28.08.2011

Анонсы публикаций: